ООО «СП Рисоил терминал», позиционирующий себя, как добросовестного инвестора, постоянно жалуется на различные притеснения, которые якобы мешают ему работать. Причем говорит об этом так, что создается впечатление, будто сразу все на него «ополчились». Однако на деле руководство фирмы само любит нарушать установленные правила ведения бизнеса и частенько игнорирует нормы украинского законодательства.
ООО «СП Рисоил терминал»является портовым оператором, который осуществляет перегрузку наливных и зерновых грузов.
Земельные отношения
В 2003 и в 2009 годах Ильичевский городской совет предоставил ООО «СП Рисоил терминал» в аренду на 49 лет два смежных земельных участка общей площадью 1,1 га и 4 га в тылу причалов порта №№10, 11 для эксплуатации и расширения базы наливных грузов и маслоэкстракционного завода.
В 2014 году Шота Хаджишвили обратился с письмом к бывшему руководству порта с предложением добровольно отказаться в пользу ООО «СП Рисоил терминал» от принадлежащего порту на праве постоянного пользования земельного участка площадью 2,9 га в тылу причала №10.Предприятие по согласованию с Министерством инфраструктуры дало отказ от использования данного земельного участка в пользу АО «Рисоил С.А.»для реализации последним инвестиционного проекта.В свою очередь, компания не предприняла дальнейших шагов по надлежащему оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором впоследствии был построен зерновой терминал. Более того, «Рисойл» самовольно захватил около 1 га на котором построил 6 силосных башен.
В связи с самовольным занятием данной земли по обращению руководства порта 21.10.2015 года Ильичевским отделом полиции зарегистрировано уголовное производство по ст.197-1 ч. 3 УК Украины. В настоящее время указанное производство истребовано Генеральной прокуратурой Украины, которая вместе с СБ Украины проводят следственные действия по данному правонарушению.
Также для проработки вопроса о предоставлении ООО «СП Рисоил терминал» земельного сервитута для использования транспортной галереи и устранения проблемной ситуации была создана рабочая группа. В неё вошли представители порта, филиала ГП «АМПУ» и инвестора.В связи с тем, что границы смежных земельных участков порта, филиала «АМПУ», ООО «СП Рисоил терминал» и других землепользователей ранее не согласовывались, а также не учитывалось наличие здесь инженерных сетей, инвестору было предложено предоставить проект строительства трубопровода к причалам №№10, 11 с указанием схемы его прохождения.На все обращения, которые направлялись в адрес компании Рисойл,рабочая группа ответ не получила.
Перевалка масла наливом
На территории ГП «Ильичевский морской торговый порт» осуществляется перевалка масла наливом. Данную услугу на рынке перевалки масел оказывают также ПАО «Ильичевскиймасложиркомбинат», ООО «Ильичевский маслоэкстракционный завод», ООО «Украинская черноморская Индустрия», в том числе и ООО СП «Рисоил Терминал». Для всех компаний, осуществляющих деятельность на территории порта, в соответствии с договором использования территории,действует тариф на содержание инфраструктуры в размере 0,63 доллара за перегруженную тонну.И все компании регулярно производят оплату, кроме, «добросовестного» инвестора «СП Рисоил терминал». Имея высокий уровень рентабельности, эта компания ежегодно отказывается платить, мотивируя свойотказ разными причинами.В настоящее время ООО «СП Рисоил терминал» своим письмом в адрес Ильичёвского порта сообщил, что с 01.03.2016 года прекращает выполнять действие договора №519д от 22.09.2015 года, которым предусматривалось использование территории порта для переработки экспортных и транзитных грузов на причалах №10-12.
Напомним, что при расчете тарифа (0,63 долл. за тонну) на содержание территории при перевалке масла наливом учитываются себестоимость расходов на содержание площади, через которую проходят трубопроводы и объем перевалки.
По факту получается, что «добросовестный» инвестор, неоднократно заявляющий о различных притеснениях и давлении со стороны чиновников госпредприятия, проверяющих и контролирующих органов, сам не сделал ничего для того, чтобы работать в правовом поле Украины. Складывается впечатление, что нежелание придерживаться законов Украины — это правило для «добросовестного» инвестора. Зато в ряде в ряде СМИ опубликована информация о ситуации с судном «Фахри Эксиоглу», которое «отстаивается» у причала №7 Ильичевского порта.
Судно прибыло в Ильичевский порт 30 апреля и находится там по сегодняшний день. Компания «СП Рисоил Терминал» начала погрузку без наличия всех положенных для этого документов. Для того, чтобы начать погрузку, компания подала гарантийное письмо, которым заверила, что до окончания погрузки предоставит все необходимые документы. Однако, руководство «СП Рисоил терминал» так и не соизволило предоставить необходимые документы. В настоящее время компания приняла решение о разгрузке судна, о чем направила соответствующее письмо. Необходимость разгрузки загруженного на борт груза (1800 тн муки подсолнечника) компания объясняет«отсутствием оформленной экспортной декларации и простоем груженого судна более 5 дней, в результате которого груз потерял качественные свойства и не подлежит приемки клиентом».
Естественно, в этом случае компания «СП Рисолтерминл» несет убытки, но это лишь из-за того, что её менеджеры действовали крайне непрофессионально. Кроме того, эта ситуация убыточна и для госпредприятия, которое уже 15 дней не имеет возможности поставить к причалу судно, находящееся на рейде.