Самый оптимальный вид собственности аэропортов в Украине – это коммунальная собственность. Именно такой форме больше доверяют инвесторы, потому что есть определенная стабильность, считает экс-советник мэра Львова Андрея Садового, Богдан Панкевича, отвечая на вопрос активистов общественной инициативы «Аэропорт НАШ» по лучшей формы собственности для украинских аэропортов.
«Те аэропорты, которые находятся в государственной собственности не вызывают особого интереса с точки зрения инвестиций, это связано с международным имиджем нашего государства и изменчивости ее позиции по отношению к госимуществу. Кроме того, город лучше понимает, каких размеров должен быть аэропорт. Когда инвесторы вместе с городскими властями разрабатывают план инвестиций, то учитываются, как коммерческие, так и общественные интересы, во время государственного строительства, и те, и те игнорируются. На выходе получается большие мощности, как во Львове, без коммерческой и общественной целесообразности, так у нас простаивает хаб для межатлантических перелетов, а те возможности которые являются для приема пассажиров загружены далеко не на полную», – считает эксперт.
«Я знаю, что в Украине были прецеденты, когда аэропорты переходили в частную собственность или квази-частную собственность в приближенных к власти людей. Это не благоприятная ситуация для этих объектов с точки зрения развития, так как власть постоянно меняется, а это фактор риска для инвестиций», – заявил Богдан Панкевич.
«Что касается одесского аэропорта, то я не знаю подробностей его приватизации, но могу сказать, что самый легкий способ проверить, все ли было прозрачно и законно – это посмотреть кто такой инвестор. Это международная компания по авиаперевозкам с большой сетью и возможностями? Имеет ли этот инвестор в своем составе экспертов по авиаперевозке, план развития и расширения авиапартнера? Когда аэропорт попадает к неизвестной оффшорной компании, у меня сразу появляются подозрения, относительно процедуры и целей подобной приватизации: что это может дать городу, кроме новых зданий, с которыми инвестор не знает, что делать? Когда появляются крупные проекты по реконструкции, я всегда вижу коррупционную составляющую. Реальные потребности в инвестициях намного скромнее», – считает экс-советник мэра Львова.
«Сегодня перед авиарынком стоит ряд вызовов. Один из которых – подписание соглашения об открытом небе, фактически блокирует рост рынка в Украине, поэтому нормальные инвесторы не спешат становиться в очереди за приватизацией львовского или какого-то другого украинского аэропорта. Но я уверен, что украинские аэропорты имеют большое будущее и большие перспективы. Однако доходы от них должны идти на улучшение украинских городов и их благоустройство», — подчеркнул Богдан Панкевич.