Андрей Приходько создал несколько интернет-компаний, за которые выручил свыше $50 млн. Теперь бывший одессит замахнулся на рынок, где хозяйничают Apple, Amazon и Netflix, пишет Forbes.ua.
Успешно продав свою третью компанию, Андрей Приходько наслаждался заслуженным отдыхом. Он сидел дома в Лексингтоне, штат Массачусетс, и смотрел по кабельному ТВ комедийный сериал. Несколько раз трансляцию прерывали длинные рекламные блоки. Рекламодатели уговаривали Приходько приобрести корм для кошек и женскую косметику. «Какая глупая трата моего времени и денег рекламодателя», – подумал он. У него тут же родилась идея: почему бы не показывать разным людям один и тот же сериал с различной рекламой- Так возник четвертый бизнес Приходько, который может изменить правила игры в интернет-рекламе.
В марте 2013 года эмигрант из Украины запустил в США сервис HitBliss, который позволяет пользователям зарабатывать на просмотре рекламы в интернете. Тратить заработанное можно лишь на фильмы и сериалы, размещенные на сайте HitBliss. В выигрыше все: рекламодатель получает аудиторию, которой может быть интересен его товар, поставщик контента – живые деньги, а пользователь – доступ к самым свежим продуктам киноиндустрии, за которые в iTunes пришлось бы отдать $2–4.
О перспективном стартапе написал The Wall Street Journal, Forbes и TechCrunch. До сих пор успехом заканчивалось все, за что брался 39-летний украинец.
В юности Приходько активно проявлял себя в учебе и спорте. Участник всесоюзных олимпиад по программированию, он на отлично учился в Одесском политехе и выступал за сборную Украины по фехтованию, а в 1994 году поступил в Гарвардский университет изучать экономику.
Учеба давалась легко, и Приходько, который не имел права работать, так как въехал в Штаты по студенческой визе, стал искать, чем бы заняться. Harvard Alumni Review сообщал, что в 1996-м молодой украинец взял на себя администрирование сайта студентов Гарварда. «Веб-дизайн был для него лишь хобби, но в итоге он спроектировал 90% сайта The Harvard Crimson», – писало издание в 2005 году.
На четвертом курсе Приходько с несколькими одногруппниками создал сайт TheSpark.com. Он задумывался как сатирический онлайн-журнал (в названии содержалась аллюзия на ленинскую «Искру»), но стал популярным совсем по другой причине. Одной из фишек сайта для зарегистрированных пользователей была возможность ввести электронные адреса объектов романтических чувств, которым отсылалось анонимное признание в любви. Получатель мог зарегистрироваться на The Spark и, в свою очередь, ввести адреса собственных пассий. Если симпатии совпадали, сайт помогал паре «развиртуализироваться»: на оба ящика приходила информация о совпадении. В посвященном Приходько кейсе для Harvard Business Review профессор Дэниел Айзенберг отмечает, что уже через несколько недель после запуска The Spark его услугами пользовались 90% студентов Гарварда.
В марте 1999-го основатели вывели The Spark на национальный уровень. Успех был ошеломляющим: в первый же день на сайте зарегистрировалось 20 000 пользователей. Через полгода их насчитывалось 500 000, через полтора – почти 4 млн.
Аудитория росла как на дрожжах, и дело не ограничивалось «любовью с первого e-mail». Основатели сайта придумали апеллировать не только к романтическим порывам молодых людей, но и к их стремлению повысить успеваемость. The Spark стал публиковать краткие изложения литературных произведений из школьной и университетской программы. Эти интернет-шпаргалки получили название Sparknotes. «Не прошло и года, как сайт оказался на 87-м месте по популярности в мире – впереди MTV и Disney», – пишет Айзенберг.
На такой лакомый кусочек быстро нашелся покупатель. В 2000-м TheSpark.com был поглощен компанией iTurf, заплатившей за него свыше $30 млн, а в 2001 году сайт перекупил издательский дом Barnes & Noble.
После продажи The Spark Приходько устроился работать в немецкий инвестфонд, который специализировался на хай-тек и медиа. Дела шли далеко не блестяще: за два года в портфеле не выросло ни одного хита. Тогда Приходько снова занялся собственным бизнесом. С партнером из Бостона он основал компанию Cambridge Network Security (CNS), которая проверяла корпоративные сети на наличие слабых с точки зрения безопасности мест.
Проект начал приносить прибыль сразу после запуска. По словам Приходько, компания работала с маржой 50%, но он был недоволен. «Мы ждали бума на такие услуги, но он не наступил», – говорит предприниматель. Мастер спорта по фехтованию, Приходько любит сравнивать спорт и бизнес: ни там, ни там не достичь успеха без азарта. После The Spark, который рос по экспоненте, вялотекущий консалтинговый бизнес CNS ему быстро наскучил, и в 2004 году Приходько с партнером продал компанию за несколько миллионов долларов.
Его жена Шэрон Пейер как раз надумала возвращаться в Штаты, чтобы учиться в Гарвардской бизнес-школе. «А что буду там делать я?» – спросил Приходько. Она ответила коротко: «Стартап».
Одним из увлечений Приходько была фотография. В 2001 году он купил профессиональную цифровую камеру, и вскоре жесткий диск компьютера оказался забит снимками. Приходько замучился их сортировать. Прочитав книгу о работе мозга и ассоциативном мышлении, он придумал удобный рубрикатор, который распределял снимки исходя из ответов на вопросы «Кто?», «Что?», «Где?» и «Когда?». Эта идея легла в основу онлайн-фотосервиса Pixamo.
В 2005-м существовало несколько популярных фотохостингов: Flickr, Ofoto, Webshots, Picasa, Snapfish. Начинавшиеся как стартапы, эти сервисы уже были к тому времени куплены большими компаниями – Google, Yahoo!, HP, Kodak. Pixamo повторил их путь.
Фотохостинг Приходько предлагал удобную систему тэгирования снимков по месту, времени, событию и находящимся на фото людям. Еще до того как подобную функцию начал использовать Facebook, сервис позволял отмечать на снимках других людей, которые получали об этом уведомления по почте. Просмотреть фото, где был отмечен пользователь, можно было лишь после регистрации на сайте Pixamo. Люди регистрировались, загружали фото, отмечали на них друзей и знакомых. Как и The Spark, проект стал вирусным сначала в Гарварде, а потом и по всей стране. Безо всяких затрат на маркетинг за несколько месяцев он набрал 50 000 пользователей, чем и заинтересовал венчурных капиталистов.
Приходько рассказывает, что с предложением об инвестициях в Pixamo к нему обращались почти все крупнейшие венчурные фонды США, включая таких зубров, как Sequoia Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers. Самое убедительное предложение сделал Summit Partners, который как раз активно скупал интернет-сообщества по интересам – крупнейшие комьюнити садоводов, автолюбителей и других единомышленников. «Им нужен был клей, который связал бы все это воедино», – объясняет Приходько интерес фонда к Pixamo. Сделка по продаже 100% Pixamo была закрыта в 2007 году. Накануне подписания бумаг Summit предложил Приходько запатентовать разработанную им технологию тэгирования людей, мест и событий на фото. Бизнесмен отправил заявку в патентное бюро и получил ответ: за месяц до него технологию запатентовал Марк Цукерберг, основатель Facebook.
По словам Приходько, сумма сделки с Summit Partners составила несколько десятков миллионов долларов. Одессит еще почти два года работал на Pixamo, а покупатель тем временем поэтапно выплачивал ему деньги за компанию. Основатели Pixamo Приходько и Пейер могли наконец почувствовать себя богачами. Один из знакомых бизнесмена отмечает, что капитал супругов составляет около $40 млн в деньгах и ценных бумагах.
Интернет переживает очередную революцию, которую спровоцировал рост скорости передачи данных. У крупнейшего бесплатного видеохостинга YouTube – более миллиарда пользователей. Выручка легальных видеосервисов вроде Netflix и Hulu в 2012-м, по данным консалтинговой компании ABI Research, превысила $8 млрд. Исследователи прогнозируют ее рост до $20 млрд к 2015 году. Поначалу развитие рынка пытались притормозить крупнейшие голливудские студии – так называемые мейджоры, которые не хотели предоставлять доступ к своим фильмам через интернет. Но прогресс не остановить: Fох и Disney профинансировали создание Hulu, а новые фильмы можно купить в iTunes или Amazon сразу после их выхода в прокат.
Приходько уже несколько раз ловил зародившуюся в интернете волну. В период бума доткомов он с партнерами создавал TheSpark.com. Когда скорости в интернете подросли и сеть наводнилась фотографиями, он основал Pixamo. Ну а когда главным трендом стал видеостриминг, родился Project Concord (рабочее название проекта, который в марте 2013-го был презентован публике как HitBliss).
С будущим инвестором стартапа Эндрю Маркувицем из венчурного фонда Alpond Capital Приходько познакомился еще во время работы над Pixamo. Маркувица не заинтересовала идея фотохостинга, но ему понравился предприниматель. «Будешь делать новый бизнес – звони», – сказал венчурный капиталист на прощание. Приходько так и поступил. Project Concord впечатлил Маркувица больше, и в 2008 году Приходько получил от инвестора первые деньги на основание компании. Всего Alpond Capital вложил в HitBliss свыше $10 млн, отмечает Приходько.
Новый бизнес шел не так гладко, как прежние. «За первый год мы не подписали ни одного контракта», – вспоминает предприниматель. Уже почти не веря в успех, он разослал письма боссам шести крупнейших голливудских студий и через какое-то время не без удивления обнаружил в почте приглашение на встречу с CEO Time Warner Джеффом Бьюкесом. В офисе компании Приходько встретила целая толпа менеджеров, которые внимательно изучили его бизнес-план. В 2011-м предприниматель подписал контракт с Time Warner. Вести переговоры с другими мейджорами стало проще.
Когда бизнесмену удалось договориться с тремя мейджорами из шести (к Warner Bros., входящей в Time Warner, присоединились Paramount Pictures и NBC Universal) и несколькими студиями поменьше, HitBliss открылся для пользователей. Проект находится на стадии бета-тестирования, и компания сама ограничивает число подписчиков.
На сайте HitBliss имеется раздел Earn, где размещены ролики для зарабатывания виртуальных денег. Пользователь может выбрать, какую рекламу смотреть, и переключиться на другой ролик, если ему не нравится. За пять–семь минут просмотра можно заработать $2 на один эпизод сериала, за 10–15 минут – $4 на суточную аренду свежего голливудского фильма. Пользователь, согласившийся раскрыть персональную информацию (пол, возраст, хобби), а также историю поисковых запросов и покупок в интернете, будет зарабатывать очки вдвое быстрее. Жульничать не удастся: время от времени в окне просмотра появляется вопрос «Вы здесь?», на который нужно быстро ответить кликом.
Пока у Приходько не так много рекламодателей, но им, как и мейджорам, нужно время, чтобы поверить в сервис. Бизнесмен обошел больше сотни рекламных агентств, и, по его словам, многие из них начнут работать с HitBliss с нового квартала. Для рекламодателей это не самое дешевое удовольствие. К примеру, тысяча показов ролика на Hulu обходится в $30–40. Приходько говорит, что просмотры на HitBliss стоят в несколько раз дороже, но конкретных цифр не называет. Почему он уверен, что рекламодатель согласится переплачивать- Главный аргумент Приходько – пользователь сам выбрал категорию товара и точно посмотрит ролик от начала до конца. На HitBliss рекламируется Dr Pepper, крупная страховая компания Aflac и несколько других известных брендов.
Первая реакция пользователей убедила Приходько в том, что он на правильном пути. «На один отрицательный отзыв приходится 25 положительных», – сообщает предприниматель. Сюжет о HitBliss показали в новостях ABC. «Что хуже всего в просмотре Hulu или YouTube- Это когда назойливая реклама прерывает эпизод любимого сериала и портит все впечатление от просмотра, – написал на сайте Fast Company Остин Карр. – Новый стартап Приходько и Пейер пытается устранить этот болезненный момент».
Приходько отмечает, что пользователи не жалуются на саму модель – нарекания вызывает лишь ограниченный ассортимент. Впрочем, и сегодня по свежести контента HitBliss в некоторых случаях опережает Hulu: здесь можно посмотреть новые серии «Теории большого взрыва» и «Ходячих мертвецов». До конца года Приходько собирается договориться со всеми мейджорами, но этим его планы не ограничиваются. Бизнесмен ведет переговоры с игровой компанией Turbine, владеющей правами на онлайн-игры по мотивам «Властелина колец». Со временем на HitBliss могут появиться iOS- и Android-приложения, музыка, новости и другой контент, который можно будет купить за просмотр рекламы. «Есть американцы, которым не жалко заплатить Apple и Amazon несколько долларов за фильм или приложение, – рассуждает Приходько. – Все остальные – наша потенциальная аудитория».