Миндоходов борется с коррупцией, а в одесском порту взяточничество все процветает

Одесский порт — место хлебное. И чудесно кормит тех, кто имеет к нему и происходящим там процессах непосредственное отношение. Предлагаем вниманию читателей некий прейскурант цен на взятки в порту Одессы.

За оформление одного контейнера таможенник берет взятку минимум $45. Ускоренное, в течение часа, оформление — $50 за контейнер. Еще $50 — за каждую выявленную тонну при недовесе и $100 — при перевесе. Отмена надуманного досмотра — $50–500 за контейнер. Отмена досмотра с выгрузкой товара из контейнера — $500–1000 за контейнер.

На днях Министерство доходов и сборов обнародовало результаты спецоперации «Госграница-2013», запущенной с середины февраля для противодействия коррупции на таможне, — пишет politica-ua.

По словам министра Александра Клименко, акция проходит успешно, для жесткой борьбы есть все механизмы, и действия их системны и четки. За два месяца казна дополнительно получила 68,9 млн грн. Отрабатывается и система защиты прав бизнеса и инвесторов, которая позволит исключить любое административное давление и коррупционные риски.

Однако у бизнеса иная точка зрения. В то время как министерство рапортует о первых успехах в борьбе с коррупцией, экспедиторы, работающие в двух крупных портах страны — Одесском и Ильичевском, просят министра унять взяточников и поломать, наконец, коррупционные механизмы, которые годами позволяют таможенным инспекторам брать мзду.

В последние годы было немало спецопераций по борьбе с контрабандой и коррупцией на таможенной границе. Однако все они заканчивались рапортами о наполнении бюджета и мало затрагивали систему каждодневных поборов. Нынешняя борьба демонстрирует те же успехи.

Все, о чем говорит сегодня Министерство доходов и сборов, будь-то специальная ІТ-система, помогающая обрабатывать информацию и оперативно реагировать на правонарушения, либо внутренний аудит, позволяющий упреждать случаи коррупции, либо автоматизированная система мониторинга, — все это мало влияет на выстроенную вертикальную систему поборов, которая успешно функционирует годами.

Если взять Южную таможню, в сферу управления которой входят таможенные посты в Ильичевском и Одесском портах, то здесь, судя по рассказам старожилов, денежный ручеек как журчал, так и журчит. Он может пересыхать на некоторое время, но русло прочищают, и он вновь наполняется живительной «зеленой» влагой.

Первичная профсоюзная организация экспедиторов Одесского региона подсчитала, что за прошлый год инспекторы Южной таможни собрали взяток минимум на 18,7 млн долл. По их данным, за оформление одного контейнера таможенник брал «на лапу» минимум 45 долл.

Если эту сумму умножить на количество контейнеров, прошедших через порты, то можно получить приблизительную сумму поборов. Для сведения, грузооборот контейнеров в портах Одессы и Ильичевска за 2012 г. составил 416837 штук. Несложно прикинуть, сколько «зеленых» осядет в карманах, если считать по максимуму.

Вот свежий негласный «перечень обязательных и альтернативных взяток» при оформлении грузов в контейнерах в портах Одессы и Ильичевска. Он подробно изложен в письмах Первичной профсоюзной организации экспедиторов Одесского региона за подписью ее председателя Виктора Берестенко на имя начальника Южной таможни Владимира Григорьева и министра доходов и сборов Украины Александра Клименко.

Итак, визирование наряда стоит от 5 до 10 долл. Оформление проходного и внутреннего транзита — от 20 до 50 долл. Ускоренное оформление (в течение часа после предоставления документов) — 50 долл. за контейнер. Оформление груза при весовых несоответствиях — 50 долл. за каждую выявленную тонну при недовесе и 100 долл. — при перевесе. Отмена надуманного досмотра — 50–500 долл. за контейнер. Отмена досмотра со стопроцентной выгрузкой товара из контейнера — 500–1000 долл. за контейнер.

«В случае отказа платить мзду таможенники максимально затягивают оформление документов либо отказываются их принимать. Подтверждением этому является время нахождения автотранспорта на территории порта», — отмечается в письме.

По словам Виктора Берестенко, около 90% экспедиторов, если не больше, платят эти суммы. Вынуждены. Ибо простой груза в порту им дорого обходится. К тому же в последнее время увеличилось число досмотров со стопроцентной выгрузкой товара из контейнеров. Это весьма длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура для импортера, поскольку выгрузка и погрузка производятся за его счет. Поэтому за отмену такого досмотра существует такса. И многие платят, чтобы избежать еще больших расходов.

Оставить комментарий