Одесситы анализируют последствия дистанционного обучения

Дистанционное обучение через Интернет массово ворвалось в жизнь одесситов, так же как и в жизнь населения всей нашей планеты достаточно неожиданно, в связи с пандемией коронавируса COVID-19. Оно сразу породило как множество проблем, так и некоторые дополнительные возможности для педагогов, учащихся и их родителей. Как обычно бывает в случаях масштабных и радикальных перемен в нашей жизни, мнения жителей Одесской области в оценке дистанционного обучения сильно расходятся.

Distancionnoye obucheniye

Мало кто отрицает его необходимость в условиях пандемии смертельно опасного заболевания. Но, в то же время, находятся люди, утверждающие, что дистанционное обучение вообще неприемлемо и следует заменить его в таких ситуациях заочной формой обучения.

Другие, напротив, утверждают, что дистанционную систему обучения следует повсеместно сохранить и после окончания пандемии. Некоторые  адепты дистанционного обучения доходят до того, что утверждают о ненужности традиционного аудиторного образования в школах и ВУЗах и предлагают заменить его дистанционным обучением и контролем знаний через интернет с помощью автоматизированных обучающих систем без участия преподавателей. Иными словами, провести тотальную цифровизацию процесса обучения.

Любому здравомыслящему человеку понятна абсурдность подобных радикальных мнений и идей. Понятно, что истина лежит где-то посередине. Но дать ответ на вопрос: а где находится эта самая золотая середина, достаточно сложно.

В предлагаемой статье автор попробует выполнить объективную оценку вышеуказанной проблемы, проанализировав как новые возможности и достоинства системы дистанционного обучения, так и её недостатки и порождаемые ей проблемы, а также те негативные последствия, которые она может принести в недалёком будущем.

Начнём с того, что система дистанционного обучения через Интернет по своей сути не является чем-то принципиально новым.

Вспомним, что в настоящее время существуют следующие системы обучения: традиционная (учебный поцесс происходит в аудиториях), дистанционная, индивидуально-семейная, заочная, экстерном и домашняя. Из них три последних широко используют основные элементы дистанционного обучения: занятия вне учебных учреждений по заранее утверждённой программе, активное использование Интернета и мобильной связи для работы с учебно-методичекими пособиями или общения с преподавателями, самостоятельная и интенсивная работа обучающегося, и т.д.

В чём суть дистанционного обучения?

Приобретение знаний таким образом практикуется во многих странах, т.к. получить необходимое образование можно посредством компьютера и Интернета даже не выходя и дома. Получить высшее и средне-специальное образование дистанционным путём вполне возможно так, как практически все крупнейшие учебные заведения как в нашей стране, так и за рубежом  поддерживают данную форму обучения.

Основа дистанционного обучения – самостоятельная и интенсивная работа обучающегося. Для каждого ученика должно составляться расписание индивидуального получения знаний на дому.

Процесс получения знаний строго контролируется, учащемуся предоставляются все необходимые материалы, при возникновении вопросов всегда должна быть возможность связаться с преподавателем. Сейчас дистанционное обучение в школах и ВУЗах носит, по сути, экспериментальный характер. Это связано с несколькими причинами. Учебные заведения не прошли государственную аккредитацию, подтверждающую право на предоставление услуг дистанционного образования. А это должно быть. Сегодня не разработаны единые программы, реализующие процесс обучения на расстоянии, не подготовлена необходимая литература. В большинстве школ отсутствуют необходимые технические ресурсы для реализации данного проекта.

Преимущества дистанционного обучения

  1. Потенциальная возможность приобретения знаний в удобное для себя время. Студенты самостоятельно строят свой график обучения. Однако при наличии общего, а не индивидуального расписания занятий такой вариант исключён.
  2. Возможность получать новые знания в собственном темпе. Каждый учащийся самостоятельно планирует, сколько времени изучать тот или иной предмет в зависимости от собственных возможностей. Опять же, это возможно только при индивидуальном графике занятий и консультаций, обеспечить который достаточно проблематично.
  3. Возможность обучения в любом месте. Получать новые знания можно из любой точки планеты, имея лишь выход в Интернет.
  4. Возможность обучаться без отрыва от работы. Можно повышать свою трудовую квалификацию или получать дополнительное образование совместно с основной деятельностью, не уходя в отпуск на сессию.
  5. Спокойная обстановка. Преподаватели проводят промежуточную и итоговую аттестацию учащихся в форме тестов, соответственно никаких волнительных встреч на экзаменах не происходит.
  6. Выгодные цены. Дистанционная форма образования обходится студентам дешевле (особенно иногородним), так, как не приходится тратить деньги на проезд и проживание.

Недостатки и проблемы дистанционного обучения

1 .Строгий самоконтроль. Самостоятельное обучение требует большой дисциплины и для того, чтобы получить положительные результаты и не бросить учёбу необходимо держать себя в руках и развивать силу воли. Напротив, очное обучение с конкретным расписанием занятий и установленными правилами поведения дисциплинирует учащихся.

  1. Отсутствие живого общения. Данный факт может отрицательно сказаться на развитии коммуникабельности обучающегося и других аспектах его социально-психического развития. Не секрет, что в школах ученик не только приобретает знания, но и формируется как человек и личность. Он получает определённый уровень воспитания и культуры, обзаводится друзьями, формирует практические навыки общения и поведения в обществе, учится достигать поставленные цели на конкурентной основе. Только находясь в социуме человек способен сравнивать себя с окружающими его людьми, объективно оценивать свои достоинства и недостатки и проявлять лидерские качества.

Находясь на дистанционном обучении и карантине, он лишается таких возможностей, превращаясь в так называемого «сетевого хомячка», который воспринимает окружающий его мир исключительно с экрана монитора. Нормальное формирование полноценной личности при таких условиях явно проблематично, и в конечном итоге всё это приведёт к серьёзным патологическим отклонениям в психике детей и подростков.

  1. Невозможность проведения некоторых видов занятий, например, лабораторных работ.
  2. Недостаток получения практических знаний. Дистанционно обеспечить получение практических навыков, например, сельскохозяйственным специалистам или медикам, либо затруднительно, либо вообще невозможно, в связи с чем у представителей многих специальностей в их дальнейшей трудовой деятельности могут возникнуть серьёзные проблемы. А в сфере медицины подготовка квалифицированных специалистов дистанционно вообще практически невозможна.
  3. При дистанционном обучении педагог, как правило, не видит реакцию учащихся на подаваемую им информацию, поэтому ему сложно определить, как они её усваивают, интересен им излагаемый материал или нет.
  4. Идентификация учащегося и контроль за ним. При выполнении контрольных работ проследить за тем, что делает школьник или студент, невозможно. А соблазн списать или воспользоваться чужой помощью у него всегда велик.

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачёты, это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию, чтобы её результаты были объективными, студентам приходится лично приезжать в ВУЗ или его филиалы.

Об объективности оценки знаний школьников вообще говорить не приходится: зачастую контрольные работы и домашние задания при дистанционном обучении за них делают родители. В результате формально высокие оценки учащихся будут явно не соответствовать их реальным знаниям. При этом у многих из них формируется так называемая халявная психология. Они привыкают получать нужный им результат, как говорят в Одессе, «на шару» и отвыкают добиваться его за счёт честного труда и усилий.

При работающих родителях дети и подростки находятся дома вне всякого контроля, в отличие от школы. Они неограниченно пользуются любыми сетевыми ресурсами, среди которых есть и достаточно опасные (например, мошеннические и суицидные сайты), делают что хотят, рискуя получить травмы, повредить домашнее имущество, устроить пожар и т.д. Этот малоприятный фактор тоже следует учитывать.

  1. Чрезмерно большое время нахождения за компьютером в замкнутом пространстве. Современные дети и так зачастую ведут малоподвижный образ жизни, проводя за компьютером гораздо больше времени, чем рекомендует медицина. Ещё лет 12-15 назад у родителей была проблема загнать детей с улицы домой, а теперь актуальна противоположная проблема: как оторвать ребёнка от компьютера и отправить на прогулку. При дистанционном обучении, получаемом через Интернет, время нахождения перед экраном монитора увеличится в полтора-два раза, что в свою очередь негативно отразится на здоровье учащихся. Кроме того дети лишаются уроков физкультуры, которые для многих являются единственной возможностью для занятий спортом и получением дозированной физической нагрузки.
  2. Различие в технических и финансовых возможностях при дистанционном образовании.

В обеспеченных семьях дети имеют больший доступ к образованию, чем в бедных. Это и возможности части родителей обращаться к услугам репетитора, и техническая оснащённость учащихся базами, платформами, гаджетами и компьютерами. Такая проблема стала особенно явной во время дистанционного обучения. Это может привести к тому, что при дистанционном обучении качественное образование смогут получать только дети богатых родителей.

Разный доступ к образованию в зависимости от материального положения родителей в будущем может привести к ещё большему контрасту среди населения. Увеличится дистанция между возможностями по поступлению в вузы, по доступу к современному образованию. Это усугубитобщую социальную дифференциацию.

  1. Недостаточные возможности телекоммуникационных сетей.

Более 4 миллионов украинцев проживают в населенных пунктах, где нет ни одного работающего оптического провайдера, более 65% сел не покрыты широкополосным доступом в Интернет (ШПД). Об этом свидетельствуют результаты исследования Минцифры.

В ведомстве посчитали, что в целом 4,2 млн населения проживает в населенных пунктах, где нет ни одного оптического провайдера.

Еще 1,55 млн сельского населения не имеет возможности подключиться к оптическому интернету из-за его высокой цены.

Всего, по подсчетам Минцифры, 5,75 млн украинцев не имеют возможности подключиться к качественному фиксированному широкополосному доступу к сети Интернет.

В частности, результаты исследования показывают, что 17310 населенных пунктов не покрыты качественным ШПД (65% сел и 2% городов). Доступ к Интернету там возможен только через сети мобильных операторов. А между тем, в некоторых сельских населённых пунктах Украины до сих пор используется 2G системы мобильной связи, не позволяющие осуществлять видеосвязь и полноценный файлообмен. Поэтому, говорить о возможности полноценного дистанционного обучения в этом случае вообще не приходится.

Следует также отметить, что к оптическим сетям в 2020 г. небыли подключены: 16040 учебных заведений.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью утверждать о том, что достигнуть того качества знаний, которое существует при традиционной системе обучения в условиях дистанционного образования в настоящее время практически невозможно.

Как видно из проведённого анализа, недостатки системы дистанционного обучения явно перевешивают её немногочисленные достоинства. Поэтому мы можем сделать следующие однозначные выводы.

Дистанционное образование неспособно полноценно заменить традиционную очную систему обучения, поэтому применять его можно лишь в исключительных случаях, во время чрезвычайных и экстремальных ситуаций различного характера (пандемий смертельно опасных болезней, погодных катаклизмов и т.д.) при которых очная система обучения создаёт дополнительный риск для жизни и здоровья учащихся.

Дистанционное образование также целесообразно применять при обучении лиц с ограниченными возможностями (инвалидов или длительное время болеющих) для которых посещение учебных заведений затруднительно или вообще невозможно.

При нормальных условиях для обычных учащихся дистанционное обучение может выступать только в качестве дополнения к традиционному очному при самостоятельном изучении части учебного материала.

Но эти правила зачастую могут не соблюдаться, и соблазн переходить на дистанционное обучение по малейшему поводу (например, сезонный рост простудных заболеваний) будет существовать всегда, поскольку существует определённая категория лиц, для которых оно выгодно. Это часть руководителей и административных работников школ и ВУЗов, ряд чиновников различных рангов, занимающихся вопросами образования и т.д. Им выгодна такая форма обучения, поскольку в этом случае не надо создавать в учебных заведениях условия, соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам, заботиться о безопасности учащихся и их питании, пресекать конфликты между ними, вести борьбу с проявлениями хулиганства и буллинга. Ответственность за эти и другие проблемы, характерные для учебных заведений при этом с них снимается.

Основными способами, которые позволят избежать таких злоупотреблений, может стать разработка нормативных документов, чётко регламентирующих условия перехода на дистанционное обучение и строгий государственный и общественный контроль по этому вопросу.

Завершая данную публикацию, хочется напомнить о том, что нынешние школьники и студенты – это близкое будущее нашего государства, и перспективы его развития напрямую зависят от уровня образования и культуры подрастающего поколения. Именно поэтому к решению всех вопросов и проблем образования следует подходить максимально осторожно и грамотно. Все решения в этой сфере должны быть научно обоснованы и тщательно проанализированы.

Александр Кедров

Sorry, comments are closed for this post.